среда, 1 января 2014 г.

Современный аэропорт

Современный аэропорт – это вам не просто взлетно-посадочная полоса. Это рестораны, казино и отели. А еще – это настоящие шедевры хай-тек архитектуры, пригодные для съемок «ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН»

Философ Вальтер Беньямин писал, что наиправдивейшей архитектурной иллюстрацией XIX века являются парижские пассажи – застекленные реки, текущие сквозь городские кварталы.

Они одеты в мрамор, защищены от ветра, дождя и солнца, предлагая путешественнику причаститься наимоднейших даров цивилизации – в самых гостеприимных и роскошных магазинах шесть дней в неделю.

Это не просто ярмарка тщеславия и город в миниатюре – это новый коммерческий Эдем, выставка-продажа достижений индустриального общества.

В XX веке пассажи заменили универсальные магазины, потом супермаркеты и мультинациональные бренды и торговые сети, превратившие радость потребления из первого причастия в доступную антистрессовую терапевтическую процедуру.

Теперь, в эпоху глобализации, когда мир, не опутанный сетью международных стандартов, съеживается на глазах, остается только путешествовать в его поисках.

Поэтому архитектурной метафорой современности вполне могут и должны считаться аэропорты: ворота в иное, порталы непостижимого перемещения за тысячи километров в считанные часы и, одновременно, потенциально-опасные места людских скоплений, обязательных очередей, запланированного ожидания, пожирающего наше время. Это настоящее социальное приключение, заставляющее нас выползти из привычной и комфортной собственной ракушки.

Психологи поговаривают, что, подчиненные его глобальной режиссуре, наши пассажирские переживания распадаются на две полярные группы: предполетные – тягучие и зачастую негативные должны вызывать желание полета и блокировать его страх. Прилетные сантименты, напротив, скорее, позитивные.

Взгляд на аэропорт с воздуха – как на гигантскую скульптуру: посадка – зеленый коридор – выход. Оттого ситуация, возникшая с героем Тома Хэнкса в «Терминале», вызывает столько эмоций: ведь он уже прилетел, но не может перейти границу и попасть в Нью-Йорк своей мечты.

Кто-то из великих сравнивал даже сон в самолете со смертью, а ритейл – терапию перед ним – с погребальными торжественными обрядами. Тогда как прилет и выход из самолета почти по Фрейду оказывались рождением с последующей поставиационной vita nova, вдохновленной возвращением с небес.

Можно любить или не любить аэропорты, но равнодушными они не оставляют никого -это настоящие храмы современной цивилизации, где любой испытывает интеллектуальное и эмоциональное напряжение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий